Парадоксальная терапия. Виктор Франкл. Метод парадоксального намерения

Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению. Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия — страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара. На свой страх больные реагируют бегством от действительности жизни , например стараются не выходить из дома. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга. В отличие от фобии, собственно обсессивные состояния характеризуются не бегством, а борьбой — борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и фобии, и обсессивные состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается не только первичными условиями внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома , но и вторичными закреплением страха ожидания.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ ФРАНКЛА это:

Некрофобия — боязнь трупов, похорон, похоронных принадлежностей Неофобия — боязнь всего нового Никтофобия — боязнь темноты, наступления ночи, мучительное ожидание бессоницы Нозофобия — навязчивый страх заболеть неизлечимым заболеванием Нумерофобия — см. С Селафобия — боязнь вспышек яркого света Симитофобия — боязнь евреев Сифилофобия — навязчивый страх заболеть сифилисом Спидофобия — навязчивый страх заболеть СПИДом Сатанофобия также демонофобия - боязнь сатаны Сидеродромофобия — боязнь езды на железнодорожном транспорте, особенно в период ускорения Ситофобия греч.

Скабиофобия также акриофобия — боязнь чесотки Скопофобия также скоптофобия — боязнь казаться смешным, привлекать к себе внимание Скотофобия греч.

Задача автора этой статьи - познакомить читающего со страхом смерти. .. Психолог В. Франкл пишет о том, что без страдания и смерти жизнь не.

Франкл родился в Вене в еврейской семье. Его юношеские годы пришлись на время, когда в Вене жил и работал Фрейд, и набирало силу Венское психоаналитическое общество. Будучи в восторге от деятельности Фрейда, молодой Франкл написал ему письмо, получившее благоприятный отклик. Фрейда настолько заинтересовала активность и любознательность Франкла, что он содействовал публикации его первой психиоаналитической статьи в Международном журнале психоанализа г.

Статья Франкла, впрочем, развивала идеи адлерианской школы индивидуальной психологии, которая казалась Франклу более близкой по духу, нежели психоаналитическое направление психологии. Франкл решил изучать психотерапию и поступил в Венский университет г. Он пошел по стопам Адлера, который к тому времени основал Вторую Венскую школу психотерапии. Адлерианская психотерапия строилась на постулате, что человек строит свое поведение на стремлении к власти и влиянию, а неудачи на этом пути способствуют образованию комплексов, выражающихся в чувстве превосходства тирания, мания величия, заносчивость или неполноценности беспомощность, социальная несостоятельность.

Своей задачей адлерианская психология считала нахождение причины психологической дисфункции и исцеление пациента методом ободрения. Франкл не в полной мере разделял взгляды Адлера, и, в конечном итоге, расстался с Обществом индивидуальной психологии г. Начав активную клиническую практику в Нейропсихологической клинике Венского университета — гг.

От светской исповеди к медицинскому служению Предисловие переводчика Книга известного австрийского психиатра и психотерапевта В. Франкла является изложением основных принципов логотерапии и экзистенциального анализа, известных также как Третья венская школа психотерапии. Эту школу отличает гуманистический подход к душевным недугам, с которыми пациент обращается к психотерапевту. Видя в пациенте прежде всего духовно страдающего и ищущего человека, В.

Франкл обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений.

вызывает у пациента опасение, что он может повториться вновь, и вместе с этим возникает страх ожидания (фобия), который приводит к тому, что.

Обращались ли Вы за помощью к психологу? Да, обращался, и психолог помог решить мою проблему Да, обращался, но моя проблема не была решена Никогда не обращался и не собираюсь Я сам себе психолог Загрузка Логотерапия Логотерапия — это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости.

Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии. Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа. Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл.

Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога. Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов.

Логотерапия: Франкл

Экзистенциальные подходы консультирования используются не только для разрешения лежащих на поверхности проблем, но и для оказания клиентам помощи в их противостоянии основным проблемам существования, связанным с тревогой, отчаянием, смертью, одиночеством, отчуждением и бессмысленностью. Потенциальные подходы консультирования также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом.

Экзистенциальное консультирование, создателями которого являются Мэй и Ялом, — это динамическая теория, в которой главный акцент делается на противостоянии клиентов универсальным экзистенциальным беспокойствам.

Виктор Эмиль Франкл () — австрийский психиатр и психолог. Один из ведущих представителей гуманистического направления в психологии.

Герц Лечение пациентов, страдающих фобиями и навязчивыми состояниями, всегда представляло собой наиболее сложную задачу даже для опытного психиатра. Много раз я пытался — как и многие другие психиатры без особого успеха — лечить таких пациентов психоаналитически ориентированной психотерапией. Мы, стараясь применять психоаналитические понятия и теории, потратили годы, анализируя конфликты бессознательного пациентов. Перед тем, как я изложу 7 из 24 случаев, в которых я за последние четыре года с успехом применил метод парадоксальной интенции, я должен отметить, что руководствовался в применении этой техники описаниями самого Франкла [] и теми материалами, что недавно были опубликованы в американском журнале [].

Характерным феноменом в фобическом неврозе является страх ожидания — страх возникновения различных симптомов, таких, как обмороки, покраснение щек, паника при езде на автомобилях, автобусах, поездах метро, при переходе мостов; страх высоты, сердцебиения и т. Такой страх ожидания часто сам вызывает соответствующие симптомы. Чем больше пациент боится появления симптома и чем больше пытается его избежать, тем более гарантированно он появляется.

Например, пациент, боящийся покраснеть, из-за страха, что это может произойти и из-за чрезмерных усилий избежать этого, действительно краснеет. Что произойдет, подумал Франкл, если вместо того, чтобы стараться не краснеть, пациент постарается покраснеть или если вместо того, чтобы пытаться не упасть в обморок, не впасть в панику и т.

Логотерапия на практике

От светской исповеди к медицинскому служению Предисловие переводчика Книга известного австрийского психиатра и психотерапевта В. Франкла является изложением основных принципов логотерапии и экзистенциального анализа, известных также как Третья венская школа психотерапии. Эту школу отличает гуманистический подход к душевным недугам, с которыми пациент обращается к психотерапевту. Видя в пациенте прежде всего духовно страдающего и ищущего человека, В.

Франкл обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений.

Тревога и страх стали базовыми эмоциями, переживаемыми .. тор Франкл и Сальваторе Мадди, предложившие свои ориги- нальные теории.

Найти смысл жизни, сказал я, давно и тщетно пытаются философы, и, таким образом, разница между её прежней и нынешней жизнью заключается единственно только в том, что в прежние времена она ещё могла верить в смысл жизни, а в нынешнем своём положении уже была не в состоянии этого делать. В действительности, я ей внушил, что оба этапа её жизни были полностью и абсолютно бессмысленны. Спросим себя о том, как не только психоаналитик, но и бихевиорист подходит к преодолению трагизма ситуации, когда человек оказывается лицом к лицу с предстоящей смертью, своей собственной или кого-то из близких.

Как может психотерапия, которая своё понимание человека строит на экспериментах с крысами, объяснить основополагающий антропологический факт, что человек, с одной стороны, совершает самоубийство, живя в обществе изобилия, а с другой стороны, - готов страдать при условии, если его страдания имеют смысл? Передо мной лежит письмо молодого психолога, который очень живо описывает, как он пытался приободрить свою умирающую мать. Теперь, наверное, понятно, что только та психотерапия, которая отваживается выйти за пределы психодинамики и исследований поведения и войти в измерение специфически человеческих феноменов, одним словом, только регуманизированная психотерапия, будет в состоянии понять приметы времени и откликнуться на его потребности.

Другими словами, становится ясно, что мы, диагностируя экзистенциальную фрустрацию или даже ноогенный невроз, должны видеть в человеке существо, которое - в силу своей самотрансцедентности -постоянно находится в поисках смысла. Что же касается не диагноза, а самой терапии, причём терапии не ноогенного, а терапии психогенного невроза, то мы должны исчерпать все возможности использования не менее свойственной человеку способности к самодистанцированию, которая зачастую и не в последнюю очередь проявляется в виде чувства юмора.

Человечная, гуманизированная, регуманизированная психотерапия, таким образом, предполагает, что мы приобретаем опыт самотрансцеденции и навык самодистанцирования. И то и другое невозможно, если мы видим в человеке животное. Ни одно животное не интересуется смыслом жизни, и ни одно животное не умеет смеяться. Под этим вовсе не подразумевается, что человек - это только человек и что в нём нет ничего от животного.

Но человеческое измерение по отношению к измерению животного является высшим, и это значит, что оно включает в себя все низшие измерения.

СТРАХ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ.

Вышеназванные фобии не обязательно должны зарождаться только в соматической области — они вполне могут стартовать и из области психической. Другими словами, в смысле конституциональной основы таких фобий могут выступать не только невропатические, но и психопатические установки, например, ананкастическая психопатия, при которой, в зависимости от обстоятельств, имеют место те или иные проявления страха пациента перед самим собой.

Речь идёт о навязчивых мыслях, которые рождаются сами по себе, и о реакции пациента на них, заключающейся в его опасениях претворить в действие эти бессмысленные навязчивые идеи и даже совершить преступление. Здесь реакция пациента состоит в том, что он борется против навязчивых идей, что он всеми силами воюет с ними, бросается на них в атаку, в отличие от тех, кто страдает неврозом страха и избегает ситуаций, таящих в себе опасность.

считал психиатр и основатель логотерапии Виктор Франкл. подход к образованию от страха навязывать молодежи смыслы и.

От светской исповеди к медицинскому служению Предисловие переводчика Книга известного австрийского психиатра и психотерапевта В. Франкла является изложением основных принципов логотерапии и экзистенциального анализа, известных также как Третья венская школа психотерапии. Эту школу отличает гуманистический подход к душевным недугам, с которыми пациент обращается к психотерапевту.

Видя в пациенте прежде всего духовно страдающего и ищущего человека, В. Франкл обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений. В центр обсуждения автор ставит именно эти кардинальные проблемы человеческого бытия и среди них такие понятия, как смысл и ответственность. Рассматривая человека как телесно-душевно-духовное целое, автор полагает, что именно эти понятия определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества.

Франкл уделяет"пограничным" ситуациям и положениям, например, когда человек оказывается перед лицом неизлечимого заболевания или таким, как пребывание в концентрационном лагере - опыт, который пережил сам автор, - в которых человек получает возможность узнать смысл и ценности своего существования. Эта книга - описание пути от классической психотерапии и метода психоанализа к логотерапии и экзистенциальному анализу.

Франкл критически подходит ко многим положениям своего знаменитого соотечественника Фрейда и его последователей. В своей критике классического психоанализа Франкл говорит о необходимости демифологизации психотерапии, имея в виду представления о господстве бессознательных психических сил, имеющих биологическую природу, в сознании и поведении человека. Франкл противопоставляет психологическому детерминизму положение об изначальной свободе человеческого"Я" по отношению ко внешним и внутренним, психическим, социальным и биологическим обстоятельствам и ограничениям.

Эта мысль, к которой автор не раз возвращается в своей книге, иллюстрируя ее множеством примеров из своей врачебной практики, лежит в основе разработанного им психотерапевтического метода - экзистенциального анализа. Никита Паньков Часть .

Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия.

Найдет ли свой покой воин, путешествующий от битвы к битве? Неужели только после клинка последнего врага? Вопросы о смысле его жизни могут стать хуже отравленной стрелы, поглощающей в страхе умереть так и не постигнув сути бытия. Существует ли лекарство и где его искать? Под каким чудо деревом? Не даром издавна мудрецы интересовались мотивами и поступками людей.

Виктор Эмиль Франкл — человек, спасший тысячи жизней. Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком.

Найти смысл жизни, сказал я, давно и тщетно пытаются философы, и, таким образом, разница между её прежней и нынешней жизнью заключается единственно только в том, что в прежние времена она ещё могла верить в смысл жизни, а в нынешнем своём положении уже была не в состоянии этого делать. В действительности, я ей внушил, что оба этапа её жизни были полностью и абсолютно бессмысленны. Спросим себя о том, как не только психоаналитик, но и бихевиорист подходит к преодолению трагизма ситуации, когда человек оказывается лицом к лицу с предстоящей смертью, своей собственной или кого-то из близких.

Как может психотерапия, которая своё понимание человека строит на экспериментах с крысами, объяснить основополагающий антропологический факт, что человек, с одной стороны, совершает самоубийство, живя в обществе изобилия, а с другой стороны, - готов страдать при условии, если его страдания имеют смысл? Передо мной лежит письмо молодого психолога, который очень живо описывает, как он пытался приободрить свою умирающую мать.

Теперь, наверное, понятно, что только та психотерапия, которая отваживается выйти за пределы психодинамики и исследований поведения и войти в измерение специфически человеческих феноменов, одним словом, только регуманизированная психотерапия, будет в состоянии понять приметы времени и откликнуться на его потребности. Другими словами, становится ясно, что мы, диагностируя экзистенциальную фрустрацию или даже ноогенный невроз, должны видеть в человеке существо, которое - в силу своей самотрансцедентности -постоянно находится в поисках смысла.

Что же касается не диагноза, а самой терапии, причём терапии не ноогенного, а терапии психогенного невроза, то мы должны исчерпать все возможности использования не менее свойственной человеку способности к самодистанцированию, которая зачастую и не в последнюю очередь проявляется в виде чувства юмора. Человечная, гуманизированная, регуманизированная психотерапия, таким образом, предполагает, что мы приобретаем опыт самотрансцеденции и навык самодистанцирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ

Передо мной лежит письмо молодого психолога, который очень живо описывает, как он пытался приободрить свою умирающую мать. Теперь, наверное, понятно, что только та психотерапия, которая отваживается выйти за пределы психодинамики и исследований поведения и войти в измерение специфически человеческих феноменов, одним словом, только регуманизированная психотерапия, будет в состоянии понять приметы времени и откликнуться на его потребности.

Другими словами, становится ясно, что мы, диагностируя экзистенциальную фрустрацию или даже ноогенный невроз, должны видеть в человеке существо, которое - в силу своей самотрансцедентности -постоянно находится в поисках смысла.

Логотерапия и экзистенциальный анализ статьи и лекции. Виктор Франкл Франкл Виктор. В корзину · Воля к смыслу. Франкл Виктор.

Я вспоминаю американского врача, который однажды обратился ко мне с вопросом: На что я ответил: Тогда он спросил меня: На что я незамедлительно сымпровизировал: Разумеется, это было сказано в шутку и не претендовало на законченное определение логотерапии. Тем не менее, приведенная формулировка указывает на существенное различие между психоанализом и логотерапией: Логотерапия обращает внимание пациента главным образом на будущее, точнее, на задачи и смыслы, которые ему предстоит осуществить в будущем.

При этом логотерапия стремится отвлечь его внимание от механизмов порочного круга и обратной связи, играющих такую большую роль в развитии невроза. Благодаря этому типичная для невротика сосредоточенность на себе разрушается, а не постоянно подпитывается и подкрепляется. Несмотря на предельную упрощенность сказанного, в ходе логотерапии пациент действительно оказывается перед необходимостью осознать смысл своей жизни и соответственно переориентировать ее.

Следовательно, мое шуточное определение логотерапии верно и в том, что отражает характерное для невротика стремление уклониться от полного осознания своей жизненной задачи.

Одна совершенно секретная таблетка от страха. Курпатов Андрей. Аудиокнига Marinka Channel